Header image  
  
 
 
 
 
 
 

Глава II.  ЗАЩИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

     § 4.  Войны и военные конфликты  

   § 5.  Военная политика Республики Беларусь 

   § 6.  Законодательство Республики Беларусь по военным

вопросам  

   § 7. Международное гуманитарное право в период

вооруженных конфликтов

 

Важнейший принцип внешней политики Беларуси – миролюбие. Вместе с тем, в мире еще сохраняются источники военной опасности, существует вероятность вооруженного столкновения.

Чтобы гарантировать права и свободы своих граждан, Республика Беларусь обеспечивает защиту своей независимости и территориальной целостности, конституционного строя. Оборона Республики Беларусь – важнейшая функция государства и дело всего народа.

 

§ 4. Войны и военные конфликты

 

Со времени возникновения государственности и до настоящего времени люди не научилось избегать силы или угрозы применения силы при разрешении конфликтов между народами и странами. История изобилует войнами и военными конфликтами.

Войны. Война – общественно-политическое явление, представляющее собой борьбу государств, народов, наций средствами вооруженного, экономического, информационного, психологического либо иного насилия.

Веками и тысячелетиями главным, а зачастую и единственным элементом войн была вооруженная борьба. Вооруженным насилием завоевывались территории, свергались правители, захватывались материальные ценности.

Но менялись времена, менялась и картина войн. Современная война может вестись и достигать своих целей и без вооруженной борьбы. Все более значимыми становятся экономические, политические, информационные, идеологические, психологические и иные насилия. Если такие насилия обретает чрезмерную масштабность, то они, по сути, становятся войнами, ибо самостоятельно, без вооруженной борьбы, решают политические цели войн.

Примером войны без применения оружия может служить так называемая “холодная война” коалиции государств против СССР. Ценой огромных усилий, страданий и потерь Советский Союз одержал победу над вероломно напавшей на него фашистской Германией. Но в результате комплексного политического, экономического, информационно-психологического и иного воздействия советские войска покинули поверженную в Великой Отечественной войне Германию, а сам Советский Союз распался.

На рубеже ХХ–ХХI веков совершенствовалась так называемая “стратегия непрямых действий”. Сейчас она заключается в комплексном воздействии, направленном на дестабилизацию социально-политической ситуации в государстве – жертве насилия, создание там управляемых извне локальных конфликтов с последующим использованием многонациональных миротворческих сил и установлением нужного режима. Практически по такому сценарию осуществлен развал Югославии.

Особо изощренным становится противоборство в сфере смыслов. Предметом такого противоборства является сознание населения противника, которое должно быть трансформировано, а определенные типы сознаний должны быть просто уничтожены.

Основным средством противоборства в сфере смыслов является информационное оружие. В информационной войне подрываются устои государства изнутри. Средствами массовой информации вносится раскол в общество, активизируется деятельность оппозиционных сил, дискредитируются вооруженные силы и другие силовые структуры, вызывается недоверие народа к военному и государственному руководству.

 

 

В условиях активного информационного противоборства особое значение приобретает устойчивость сознания населения ко всему, обрушивающемуся на него извне, способность к грамотному анализу воспринимаемой информации. Устойчивость национального сознания прямо зависит от работы, которую проводит государство и общество по формированию национальной идеологии. 

Вооруженная борьба. В случаях применения противоборствующими сторонами средств вооруженной борьбы возникают военные конфликты, вооруженные конфликты или войны.

Под военным конфликтом понимается любое военное противоборство: войны различного масштаба с применением средств вооруженной борьбы, приграничные вооруженные конфликты или вооруженные столкновения в пределах территории одного государства, военные акции, демонстрационно-провокационные действия и другие формы применения военной силы.

Международный военный конфликт проявляется в форме вооруженной акции или вооруженного столкновения между государствами в отдельном районе (регионе).

Внутренний  военный конфликт – военное противоборство в пределах одного государства, Он характеризуется опасностью трансформации в локальную или гражданскую войну, сложной социально-политической обстановкой, широким использованием нетрадиционных (партизанских) методов ведения боевых действий, высокой вовлеченностью в него местного населения.

Вооруженный конфликт – разновидность  военного конфликта, характеризующаяся непосредственным применением средств вооруженной борьбы.

Широкомасштабный вооруженный конфликт – это война. В  войне  цели, преследуемые сторонами, и применяемые средства уже не так ограничены, как в вооруженном конфликте. Не всякий вооруженный конфликт является войной, но всякая война с применением средств вооруженной борьбы – это вооруженный конфликт.

Классификация военных конфликтов. Современные военные конфликты (войны) классифицируются в соответствии с военно-политическими целями, применяемыми средствами вооруженной борьбы и масштабами военных действий.

По  в о е н н о - п о л и т и ч е ск и м   ц е л я м  военные конфликты классифицируются:

  • справедливые, то есть не противоречащие Уставу ООН, основополагающим принципам и нормам международного права, ведущиеся в порядке самообороны стороной, подвергшейся нападению;

  • несправедливые, то есть противоречащие Уставу ООН,  основополагающим принципам и нормам международного права, подпадающие под определение агрессии и ведущиеся стороной, предпринявшей нападение.

По  п р и м е н я е м ы м   с р е д с т в а м :

  • с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения;

  • с применением только обычных средств поражения.

По  м а с ш т а б а м   в о е н н ы х   д е й с т в и й :

  • мировые;

  • локальные (региональные).

Трансформация содержания вооруженной борьбы. Совершенствование крепостей и катапульт, мечей и доспехов; изобретение пороха; использование кавалерии и артиллерии, танков и самолетов; создание огнестрельного, ракетно-ядерного и другого оружия – все это неизбежно приводило к изменениям в содержании вооруженной борьбы. Тем не менее, все предыдущие войны характеризуются как контактные и симметричные, то есть оружие – против оружия, сила – против силы, формы и способы ведения боевых действий – против почти аналогичных форм и способов. В Первой и Второй мировых войнах преобладали позиционные формы борьбы, между противоборствующими сторонами проходила линия фронта, зримо ощущались фронт и тыл.

С конца ХХ века вооруженная борьба претерпела существенные изменения.

 

Важнейшей особенностью современной вооруженной борьбы является широкое применение неконтактных действий, когда удары наносятся без входа носителей в зону поражения.

В войнах нового поколения решающая роль отводится не большому количеству сухопутных войск, не ядерному, а высокоточному оружию различного базирования и оружию на новых физических принципах.

Отличительной чертой современной вооруженной борьбы является широкое применение мобильных сил и войск специального назначения. Все большее значение приобретают действия сил специальных операций и иррегулярных войск, террористические акции.    В современной войне может не быть единой линии фронта. Противника нет, но он везде и способен проявлять изощренность в нанесении избирательных ударов по жизненно важным объектам.

 Большое значение в современных и будущих войнах отводится информационному оружию, направленному как против вооруженных сил, так и против всего населения противника.

1. Какие формы противоборства, помимо вооруженной борьбы, используются в современных войнах? Что такое война? 2. Что такое военный конфликт и вооруженный конфликт? 3. Как классифицируются военные конфликты по военно-политическим целям, применяемым средствам и масштабам военных действий? 4. Каковы особенности современной вооруженной борьбы? 4. Что такое информационная война? Какова роль устойчивости сознания населения к дезинформации противника?

 

§ 5. Военная политика Республики Беларусь

 

Военная политика – часть общей политики государства. Основными целями военной политики Республики Беларусь являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности Республики Беларусь.

Реализуя самостоятельную военную политику, Республика Беларусь исходит из принципов:

  • исключения территориальных претензий Республики Беларусь к другим государствам и непризнания таких претензий со стороны других государств. Государственная граница Республики Беларусь неприкосновенна;  

  • уважения политической независимости и государственного суверенитета других стран, признания их права решать вопросы обеспечения национальной безопасности в соответствии со своими интересами без нанесения ущерба безопасности других государств;

  • решения всех межгосударственных противоречий исключительно путем переговоров на взаимоприемлемой основе;

  • содействия сбалансированному сокращению вооружения в рамках обязательств, определенных международными соглашениями и договорами;

  • исключения одностороннего сокращения вооружения в ущерб военной безопасности Республики Беларусь, допуская его только с учетом своих экономических возможностей и объективной целесообразности.

Военная политика конкретизируется в военной доктрине, военной стратегии и практике военного строительства, а реализуется военной организацией государства.

Военная доктрина Республики Беларусь. Военная доктрина – это принятая в государстве система взглядов и принципов обеспечения военной безопасности государства посредством применения политических и военных мер.

Военная доктрина Республики Беларусь, носящая сугубо оборонительный характер, исходит из того, что ни одно из государств в настоящее время не является для Республики Беларусь потенциальным противником. Республика Беларусь будет считать своим потенциальным противником то государство, политика которого представляет военную опасность для Республики Беларусь, ведет к вмешательству в ее внутренние дела, посягательству на ее суверенитет и территориальную целостность.

Республика Беларусь рассматривает возможность применения военной силы и участие в военном конфликте (войне) исключительно с целью отражения нападения (акта вооруженной агрессии) и защиты своей территориальной целостности. При этом Республика Беларусь оставляет за собой право в случае нападения обратиться за помощью, в том числе и военной, к государствам – участникам коллективной безопасности и другим государствам, с которыми Республика Беларусь заключила договоры о дружбе и взаимопомощи. Республика Беларусь выступает за создание системы европейской безопасности с учетом интересов всех заинтересованных государств на основе принципов доверия и взаимопонимания.

Военная доктрина определяет комплекс мер, направленных на укрепление механизма вооруженной защиты государства как в мирное время, так и в угрожаемый период и с началом вооруженного конфликта (войны), а также структуру и основные направления развития военной организации государства.

Военная доктрина определяет состав, применение и задачи Вооруженных Сил в мирное и военное время.

Военная стратегия – составная часть военного искусства. Она включает теорию и практику подготовки страны и Вооруженных Сил к войне, планирование и ведение стратегических операций и войны в целом. Военная стратегия опирается на достижения военной науки, взаимосвязана с Военной доктриной, всецело зависит от политики и экономики государства.

Примером военной стратегии, основанной на агрессивной политике своего государства, служит авантюристический план фашистской Германии “Барбаросса”, предусматривавший нанесение по Советскому Союзу внезапного удара в июне 1941 года и достижение победы в быстротечной войне.

В зависимости от военно-политической обстановки руководством США в различные годы разрабатывались стратегии “массированного возмездия”, “гибкого реагирования”, “реалистического устрашения”, ”прямого противоборства”.

Военная стратегия Республики Беларусь, реализуя военную политику своей страны, планирует подготовку и ведение боевых действий по отражению военной агрессии и защите своей территориальной целостности.

Военное строительство – это система экономических, социально-политических и собственно военных мероприятий государства, направленных на укрепление его военной мощи.

Военное строительство в молодом суверенном государстве – Республике Беларусь началось в начале 90-х годов. Белорусский военный округ был упразнен. На базе управления округа было создано Министерство обороны Республики Беларусь. Реформирование Вооруженных Сил на начальном этапе сводилось, в основном, к сокращению группировки войск округа.

Реальное реформирование военной организации Республики Беларусь началось с середины 90-х годов. В рамках реформирования Вооруженных Сил перестраивались органы военного управления, изменялась система подготовки кадров, реформировалось большинство объединений, соединений и воинских частей, создавались мобильные силы. В 1995 году была создана Военная академия Республики Беларусь.

В 2001 году была разработана новая редакция Концепции национальной безопасности  Республики Беларусь, принята “Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года”, начала организовываться территориальная оборона государства.

Военное строительство – непрерывный процесс, он обусловлен многими факторами, в том числе изменениями в военно-политической обстановке и во взглядах на подготовку и ведение  войн.

Военная организация. Военная организация Республики Беларусь составляет основу военного потенциала государства и  реализует его военную политику. Военная организация государства – это совокупность Вооруженных Сил, других воинских формирований, государственных, военно-политических органов управления, органов военного управления, иных организаций. Их основная деятельность в мирное время направлена  на решение задач по обеспечению военной безопасности государства, а в случае войны – на обеспечение вооруженной защиты государства, отражение нападения, разгром противника и достижение политических целей в войне. В военную организацию государства, кроме того, входит оборонный сектор экономики Республики Беларусь, осуществляющий научную и производственную деятельность по созданию продукции военного назначения.

Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства.

 

Организационная диаграмма

К государственным, военно-политическим органам управления относятся Совет Безопасности Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, органы местного управления. К другим организациям относится, например, ДОСААФ.

Совет Безопасности Республики Беларусь – высший коллегиальный координационно-политический орган – определяет основные направления военной политики, организует взаимодействие между республиканскими органами государственного управления и структурными элементами военной организации государства.

Совет Министров Республики Беларусь решает вопросы обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований всем необходимым для надежной защиты государства, руководит подготовкой экономики Республики Беларусь к работе в режиме военного времени.

Органы местного управления при введении военного положения проводят мероприятия по переводу подведомственных организаций на работу в условиях военного времени, оказывают содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.

К органам военного управления относятся Министерство обороны Республики Беларусь и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

1.Какими принципами руководствуется Республика Беларусь при проведении своей военной политики? 2. Почему Военная доктрина Республики Беларусь носит оборонительный характер? 3. Что входит в военную организацию Республики Беларусь?

 

§ 6. Законодательство Республики Беларусь

по военным вопросам

 Оборона государства и военное строительство в нашей стране осуществляются в рамках законодательства, базирующегося на Конституции Республики Беларусь. Помимо Конституции, законодательными и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь об обороне и военном строительстве являются: Концепция национальной безопасности Республики Беларусь; законы Республики Беларусь “Об обороне”, “О Вооруженных Силах Республики Беларусь ”, “О воинской обязанности и воинской службе”, “О статусе военнослужащих”; Военная доктрина Республики Беларусь; положения о прохождении военной службы различными категориями военнослужащих; уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь. Принципы внешней политики Беларуси, декларируемые в Конституции, не исключают вооруженную защиту нашего государства. Общенациональный подход к защите государства выражен в статье 57 Конституции:

Защита Республики Беларусь – обязанность и священный   долг гражданина Республики Беларусь.

Этой же статьей определено, что “порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена ее альтернативной определяются законом”.

По Конституции Республики Беларусь всем гражданам определены одинаковые права и свободы, “все равны перед законом” (статья 22). Вместе с тем статья 23 Конституции гласит: “Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности…”. Необходимость ограничения некоторых гражданских прав и свобод для военнослужащих определяется спецификой воинской службы и вооруженной защиты государства. Так, в статье 36 Конституции записано: “военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели”.

В соответствии с Конституцией Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь является Президент, который  “принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности”.

Конституцией определена сфера деятельности Национального собрания Республики Беларусь по вопросам обороны.

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Национальная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Концепция выделяет шесть основных сфер, внутри которых рассматриваются вопросы безопасности Республики Беларусь: политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную и гуманитарную. В каждой из этих сфер:

  • определены жизненно важные интересы личности, общества и государства;

  • выявлены факторы, создающие угрозу национальной безопасности;

  • выделены приоритетные направления обеспечения безопасности.

Закон Республики Беларусь “Об обороне”. Оборона Республики Беларусь –  система правовых, политических, экономических, военных, социальных и иных мер, обеспечивающих военную безопасность государства.

Оборона  относится к важнейшей функции государства и является всеобщим делом (статья 2).                                                        

Для обороны Республика Беларусь имеет Вооруженные Силы, внутренние войска Министерства внутренних дел, пограничные войска, органы государственной безопасности, Службу безопасности Президента Республики Беларусь, иные воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При необходимости для решения задач обороны привлекаются органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.

Государственные органы, иные организации и граждане Республики Беларусь принимают участие в обеспечении обороны и несут ответственность за осуществление возложенных на них задач.    

Защита Республики Беларусь – обязанность и священный  долг  гражданина Республики Беларусь. Для граждан  Республики Беларусь установлена воинская обязанность  в соответствии с законодательством Республики  Беларусь (статья 14).

Законом допризывная и физическая подготовка в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования включена в организацию обороны Республики Беларусь (статья 4).

Закон Республики Беларусь “О Вооруженных Силах Республики Беларусь”. Закон устанавливает предназначение, задачи, состав, численность, принципы построения и деятельности Вооруженных Сил Республики Беларусь, комплектование и дислокацию, руководство Вооруженными Силами Республики Беларусь, взаимодействие их с другими войсками и воинскими формированиями Республики Беларусь.

Вооруженные Силы Республики Беларусь – структурный элемент военной организации государства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности (статья 1).

В соответствии с Законом привлечение воинских частей для выполнения задач, не связанных с обороной государства, не допускается, за исключением случаев необходимости защиты населения и оказания ему помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций (статья 11).

Вооруженные Силы комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту (статья 7).

Закон Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе”. Закон устанавливает основы исполнения гражданами Республики Беларусь воинской обязанности путем прохождения воинской  службы, а также основания и условия освобождения от воинской службы.

Воинская обязанность – конституционный долг граждан по защите Республики Беларусь. Воинская обязанность включает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, призыв на службу в резерве и прохождение службы в резерве, состояние в запасе, призыв на военные и специальные сборы и их прохождение.

Воинскую обязанность исполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений (статья 4).

Воинская служба – особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований Республики Беларусь.

Военная служба – основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований.

Срок военной службы по призыву устанавливается: для военнослужащих, не имеющих высшего образования, – 18 месяцев; для военнослужащих, имеющих высшее образование, – 12 месяцев (статья 45).

Служба в резерве – вид воинской службы, заключающийся в обязятельном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях или иных организациях Министерства обороны Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах без прекращения трудовой деятельности.

Срок службы в резерве устанавливается: для граждан, не имеющих высшего образования, – три учебных года; для граждан, имеющих высшее образование, – два учебных года (статья 63).

Допризывник – гражданин мужского пола, проходящий подготовку к военной службе до приписки к призывному участку.

Призывник – гражданин мужского пола, приписанный к призывному участку.

Военнослужащий – гражданин, проходящий военную службу в Вооруженных Силах или других воинских формированиях.

Резервист – гражданин, проходящий службу в резерве.

Военнообязанный – гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований.

Закон определяет порядок воинского учета призывников и военнообязанных, подготовки граждан к военной службе, призыва на военную службу,  службу в резерве.

Военнослужащие и резервисты, впервые призванные на военную службу, службу в резерве, приносят Военную присягу. Законом установлено содержание Военной присяги (статья 49).

Законом определен порядок подготовки граждан к военной службе, призыва и прохождения военной службы, службы в резерве, а также призыва на военные и специальные сборы. Для Вооруженных Сил и других воинских формирований Закон устанавливает составы военнослужащих и воинские звания.

Закон Республики Беларусь “О статусе военнослужащих”. Статус военнослужащих устанавливает систему их прав, свобод, обязанностей и ответственности.

На военнослужащих распространяется общее законодательство, они обладают правами и выполняют обязанности граждан Республики Беларусь. В то же время военнослужащие призваны обеспечивать вооруженную защиту государства, выполняя задачи порой с риском для жизни. Поэтому на них распространяется специальное военное законодательство.

1. Перечислите известные вам законодательные и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь об обороне и военном строительстве. 2. Что записано в Конституции Республики Беларусь о защите Республики Беларусь и военной службе? 3. Расскажите о Законах Республики Беларусь “Об обороне” и “О Вооруженных Силах Республики Беларусь”. 4. Каково основное содержание Закона Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе”.

 

§ 7. Международное гуманитарное право в период

вооруженных конфликтов

Развитие международного гуманитарного права (МГП).   Уже в древности, а затем в средние века, почти во всех цивилизациях существовали правила, налагающие ограничения на право воюющих наносить ущерб противнику. Признавалась необходимость защиты определенных категорий лиц: женщин, детей, стариков, пленных.

В своем современном виде  право войны сложилось, в основном, под влиянием христианского вероучения и рыцарства в ходе войн. Оно находило свое выражение в указах, издаваемых государствами своим армиям и предписывающих правила поведения войск по отношению к противнику. Заключались и двусторонние акты командующими противоборствующих сторон.

В 60-х годах ХIХ века состоялись две международные конференции для заключения договоров о нормах ведения войны. Из этих конференций развились два отдельных направления: одно, обычно называемое “право Гааги”, касается военных действий и допустимых средств и методов войны, тогда как другое, так называемое “право Женевы”, уделяет особое внимание положению жертв войны.

Основные понятия. Международное гуманитарное право –  совокупность правовых норм, ограничивающих методы и средства ведения войны и обеспечивающих защиту лиц, не участвующих или прекративших участие в военных действиях.

Комбатанты – солдаты регулярной армии; бойцы военизированных формирований и добровольческих отрядов, которые находятся под командованием лица, ответственного за своих подчиненных, имеют определенный и явственно видимый издали отчетливый знак, открыто носят оружие, соблюдают законы и обычаи войны.

Военнопленные – комбатанты, захваченные в плен неприятельской стороной.

Военные объекты – подразделения вооруженных сил противника, военная техника, военные сооружения, военные заводы и другие объекты, уничтожение которых способно вызвать ослабление вооруженных сил противника.

Гражданские объекты – объекты, не используемые в военных целях.

Запрещенные средства и методы ведения войны. Международное право запрещает следующие средства ведения войны:

  • яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

  • средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

  • любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т.п.);

  • мины, мины-ловушки и другие устройства в виде детских игрушек и предметов медицинской помощи;

  • любое зажигательное оружие;

  • пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле;

  • другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие.

Запрещенные методы ведения войны:

  • осуществление геноцида на захваченной территории;

  • предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля;

  • объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады;

  • незаконное пользование парламентским или национальным флагом невоюющего государства, флагом Красного Креста или Красного Полумесяца, военными знаками различия и форменной одеждой неприятеля, отличительной эмблемой ООН;

  • убийство, ранение или взятие в плен противника с помощью вероломных действий, направленных на то, чтобы вызвать доверие со стороны противника и заставить его поверить, что он имеет дело со своими вооруженными силами или имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права;

  • обстрел городов и населенных пунктов, не оказывающих сопротивления или не занятых войсками противника;

  • обстрел и разрушение санитарных учреждений и формирований, больниц, госпитальных судов и транспортов, имеющих надлежащие опознавательные знаки, при условии, что они не используются в военных или враждебных целях;

  • бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью;

  • обстрел и разрушение памятников и центров сосредоточения культурных ценностей и отдельных аналогичных объектов;

  • использование для прикрытия своих войск мирного населения оккупированных стран.

Нормы права войны в отношении жертв войны запрещают:

  • превращение гражданского населения или отдельных гражданских лиц в объект нападения;

  • совершение нападения неизбирательного характера, когда известно, что такое нападение явится причиной чрезмерных людских потерь, ранений среди гражданских лиц или причинит ущерб гражданским объектам;

  • посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность (всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания);

  • посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение;

  • коллективные наказания;

  • применение наказания без предварительного судебного решения;                           

  • проведение медицинских или научных экспериментов.

Провозгласив приоритет международного права по отношению к национальному законодательству, Республика Беларусь взяла на себя обязательства обеспечить их соблюдение всеми государственными и общественными организациями, всеми гражданами республики.

Правила поведения военнослужащих в бою.

О б щ и е    п р а в и л а    поведения в бою:

  • веди боевые действия только против комбатантов;

  • нападай только на военные объекты;

  • щади гражданское население и его имущество;

  • не разрушай больше, чем того требует боевая задача.

Действия с комбатантами неприятеля, сдающимися в плен:

  • пощади их;

  • разоружи их;

  • обеспечь их защиту и гуманное отношение к ним;

  • доставь их к своему командиру.

Действия с ранеными комбатантами неприятеля:

  • подбери их;

  • окажи им необходимую помощь;

  • защити их;

  • доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт.

Ответственность за нарушение норм МГП. Лица, совершившие преступления против мира, человечности, нарушающие законы и обычаи войны, являются военными преступниками. На военных преступников не распространяются сроки давности, им не предоставляется право убежища. Для расследования нарушений Женевских конвенций на территории государства, где они нарушаются, может создаваться международный уголовный трибунал.

После Второй мировой войны для суда над главными военными преступниками был образован Международный военный трибунал. На Нюрнбергском судебном процессе трибунал приговорил 12 высших государственных и военных деятелей фашистской Германии к смертной казни, большинство остальных были осуждены на различные сроки тюремного заключения. Токийский судебный процесс рассматривал дела главных японских военных преступников. Международный военный трибунал приговорил в Токио 7 человек к смертной казни, 18 человек к длительному тюремному заключению. Во многих государствах Европы были проведены суды над неглавными военными преступниками. В СССР суды над военными преступниками прошли в Ленинграде, Смоленске, Харькове, Краснодаре и других городах.

1. Что такое международное гуманитарное право? Что оно устанавливает? 2. Какие средства и методы ведения войны запрещены международным гуманитарным правом? 3. Каковы правила поведения в бою с точки зрения международного гуманитарного права? 4. Какова ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права?


 

 



 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
               
Hosted by uCoz